среда, 8 июня 2011 г.

Борнуково 28-29 мая 2011 года

В происхождении карстовых пещер и соединяющих их подземных ходов нет ничего загадочного: они образованы растворяющей деятельностью подземной воды в толще легко размываемых пород (гипсов, ангидритов, известняков, доломитов). Как известно, выпавшие на землю дождевые воды частично испаряются и попадают снова в атмосферу, частично стекают по наклонной поверхности, образуя ручьи и потоки, но значительная часть их проникает через трещинки горных пород в толщу грунта. Там они скапливаются над водонепроницаемыми пластами в пористых или рыхлых породах, образуя грунтовые подземные воды. Эти воды, проникая под действием силы тяжести в глубокие части земли, циркулируя по этим породам и растворяя их, промывают различные просторные ходы и образуют обширные подземные полости - пещеры. Так образовались и пещеры в трещиноватых и пористых гипсово-ангидритовых и известково-доломитовых породах казанского яруса пермской системы на территории нашей области.
(с)Geocaching.su, TR/1025

После долгого перерыва пришло время начинать реализовывать летние планы. Одной из самых значительных запланированных поездок было триумфальное возвращение со снарягой, палатками и прочими элементами основательного по(д)хода в Борнуково, к пещерам. В прошлый раз побывали мы здесь наскоком, успели уехать не туда (по доброй традиции), покормить комаров, слегка залезть в оба найденных входа, взять тайничок, покушать у костра и уехать домой. Место нам очень понравилось, и уже на обратном курсе мы строили планы серьезной поездки с полноценным альпинистским (точнее, спелеологическим) снаряжением, ночёвкой и неторопливыми прогулками по окрестностям. Разумеется, мы заранее наметили красивую опушку для будущего лагеря и долго ждали удобного случая, чтобы съездить.

В связи с тем, что в выходные 28-29 мая звезды оказались в нужной фазе, на улице стало тепло и местами жарко, мы решились поехать. Заранее был проведен опрос на предмет "а не хотели бы вы поехать на природу с ночевой" без уточнения точного направления и удаленности. Оказалось, что желающих не так мало. Правда, чем меньше оставалось дней до назначенных выходных, тем реже становились наши ряды. Тем не менее, мы собрали 3 экипажа, с нами ехали:
Андрей и Таня,
Кирилл и Оля,
Саша и Маша,
Дима,
Миша,
Семён
и Ваш покорный слуга.

Поскольку в субботу поездку предваряла учёба, и выезд в любом случае затягивался, закупку мы осуществили накануне, в пятницу. Ранее у нас не имелось серьезного опыта поездок с ночевой, поэтому количество продуктов прикидывали практически "от балды". Мы с Семёном и Сашей, не без помощи советов от Тани и Кирилла по телефону, весь вечер пятницы штурмовали "О'Кей", ломая мозг на тему меню:) В итоге к 11 вечера, под самое закрытие, мы вышли из магазина, загрузив багажник многострадальной "Ауди" продуктами (замечу только, что пиво мы положили ко мне в машину:))

Субботнее утро обрадовало нас совсем не жаркой погодой и дождиком. Но "нам то чо", как говорится. Планы начали сдвигаться, когда нас почти на 40 минут задержали на учёбе. Пришлось в авральном темпе собирать экипажи с вещами. Здесь нужно заметить, что многое из того, что нужно было бы взять, мы не взяли. Так, у нас в итоге не оказалось ни снаряжения, ни достаточного количества "пенок" и средства от комаров, ни нормального мангала. Сбор готовых экипажей был назначен на 14.30 в Кстово у ТЦ "Пирамида", где мы собирались купить хлеб и ещё кое-что, чего не купили накануне.

Разумеется, оптимистичные надежды на сбор в 14.30 и уж тем более на прибытие на место в 16.00 оказались всего лишь надеждами. Довольные, веселые и разделенные по машинам (составы экипажей до приезда в Кстово и в дальнейшей дороге отличались) около 16 часов мы выдвинулись из Кстова. Вернее, выдвинулись все, кроме бампера Семёна, который решил остаться на бордюре и лениво отделился от автомобиля почти наполовину. Благодаря смекалке закаленного морозными кстовскими гаражными ночами Кирилла, удалось при помощи веревочки, болтика и "*б твою мать" закрепить бампер "как новый", и с кошмарным отставанием от графика мы начали свой путь.

Следует сказать пару слов о дороге. Путь пролегал через М-7 (в сторону Казани). Трасса довольно ровная, не слишком извилистая, часто дающая возможность обогнать, то есть приятная. Поскольку ехали мы поздней субботой, основной поток дачников уже прошёл, и проблему составляли только фуры. Далее следовал поворот на Сеченово и трасса Р-162. До Б.Мурашкино она вполне терпимая, даже хорошая. А вот дальше, по дороге на Бутурлино, начинает встречаться ямочный ремонт. Причём заплатки, которые горбами поднялись над полотном - это не самое страшное. Страшное - это когда после идеально ровного участка попадаются колдобины и ямы от недоделанного вышеописанного ямочного ремонта. То есть расковыряли 10 дырок, а заделали 8. Чем дальше от Б.Мурашкино, тем чаще подобное встречается. В паре место приходилось ехать по обочине. В паре сотен мест - по встречке. Из опыта прошлого года было известно, что есть 2 дороги до места назначения - напрямую от Бутурлино и крюком через Гагино (да-да, в честь Леди Гаги). Короткая дорога была разбита и местами не позволяла ехать быстрее 40 км/ч. Длинная была значительно лучше. Именно поэтому решили, что лучше крюк (около 40 км), чем замена подвески. Мы жестоко ошибались, решив, что первое исключает второе. Дорогу до Гагино от Бутурлино разбили вхлам, только если напрямую ехать, то этого хлама на 40 км меньше. Правда, от Гагино до Борнуково дорога хорошая.

С несколькими остановками мы добрались до Бутурлино, а затем и до Гагино. Там нас поразил металлический забор, стоящий просто так поперек дороги. Мы так и не поняли что это значит, однако открыли ворота в нём и проехали. Гаишники, стоявшие неподалеку, внимания не обратили. Видимо, забор, чтобы врагов отпугивать.

Каким-то чудом Семён сумел сориентироваться в деревне Борнуково и вспомнить путь в поля около реки Пьяны. Но вот сам путь несколько изменился. Там, где в прошлом году были дороги, на сей раз оказалось грязное месиво. Пришлось часть людей высаживать для указания пути и проезжать опасные участки по одному, аккуратно и неторопливо. Зрелище было похоже на автотриал - машины топчут грязь, пара человек с умным видом сигналит руками, куда ехать, довольные и чистые зрители любуются пейзажами:)

Впереди нас ждал мост через Пьяну. Вообще, ещё прошлым летом он мне показался не слишком надёжным и хорошо олицетворящим модное ныне слово "хэндмэйд". Это бетонные плиты, частично лежащие на каком-то грязевом полуболоте, частчино - на некоей конструкции из бревен. В этом году часть плит ещё и затопила сверху разлившаяся пьяна. Однако наши пузотерки хорошо себя показали, преодолев как мост (который уже, наверное, брод), так и предшествующий ему грязевой участок. Порадовал мужик на "шестёрке", который нам рассказывал, что тут ничего страшного нет:
-Проезжай, тут не сядешь, тут легко
-А толкать нас, если что, поможешь?
-Да я за*лся уже толкать! :)

За мостом нас ждал выбор - ехать ли к пещере и ставить лагерь там (как оказалось потом, по ровной, почти сухой дороге) или выбрать заранее намеченное место на опушке леса в километре вдоль Пьяны. Разумеется, мы выбрали второе. Примерно через 300-400 метров оказалось, что у автора этих строк самая пузотерная пузотерка и самая лысая резина. Поскольку толкание не помогло, пришлось прицепить буксировочный трос и методом "бурлак" впятером извлекать меня из грязевого плена. В ходе вытаскивания были густо облиты грязью борта и стекла, а тех, кто находился на улице, уже атаковали комары, явно не менее кровожадные, чем прошлогодние.

В седьмом часу вечера уже вкусившие приключений три экипажа благополучно остановились на опушке у обустроенного лавочками кострища. Сразу было решено ставить лагерь, обустраивать костер и начинать готовить еду. В то же самое время Ваш покорный слуга нашёл добровольцев в лице Андрея и Димы и пошёл выяснять состояние пещер. Поскольку, как тогда казалось, напрямую до пещер через лес "два шага ваще", мы пошли именно так. Однако лес встретил нас карстовыми провалами, холмами, комарами и прочим счастьем, а главное - нехилым для леса расстоянием. С горем пополам мы взобрались на гору над пещерами, заценили вид и пошли искать входы. Входы оказались практически в прежнем состоянии, несмотря на прилично сползший склон. Неподалеку от пещер был обнаружен ещё один лагерь с большим количеством людей.

Возвращались уже по обычной дороге, вдоль реки, оказалось не так уж и далеко и явно быстрее, чем лесом.

Дальше следовал стандартный вечер у костра с шашлыками, рассказами, прогулками во тьме и так далее. Ближе к 2 часам ночи стали собираться спать. Уснули, кстати, быстро, видимо, бешеная суббота сказалась.

Часов в 6-7 утра выглянуло солнце, стало теплеть, кое-кто проснулся. Погода, которая, кстати, наладилась, как только покинули город, обещала быть хорошей. В 8 утра в машине у Семёна сработал будильник Кирилла, который тот забыл забрать с собой в палатку. В итоге проснулись Семён, Саша и Маша, а вслед за ними в течение часа и весь лагерь. Поскольку побудка была запланирована часов на 10 утра, мы прилично опережали график. В итоге к одиннадцатому часу первая группа в лице Миши, Димы, Семёна, Саши, Маши и меня ушла к пещерам. На две группы было решено разделиться, чтобы не оставлять лагерь без присмотра, и чтобы к возврату был готов чай:)

Разочарование ждало нас у пещер - давешний соседний лагерь оказался с группой из 27 школьников, которые неторопливо, группами по 5 человек, с инструктором, спускались в первый (и основной) вход в пещеру. Поскольку люди мы честные и неагрессивные, спорить с тем, что они первые пришли и первые полезут, мы не стали. Было решено полазать во второй вход и изучить неизведанные в прошлом году ходы. Внутри пещеры практически не изменились. На улице постепенно становилось всё жарче, в пещере же при нахождении в майке более 10-15 минут можно было замерзнуть. Но самое отрадное - в пещеры практически на залетали комары. То ли боялись, то ли ещё в чём-то дело - неизвестно, но приятно.

Поскольку из снаряги у нас были только фонарики и два связанных между собой буксировочных троса, спускаться было довольно трудно, и единственным, кто решился обследовать глубокий (около 2.5 метров) колодец во втором входе, был Миша. Оказалось, что колодец заканчивается узким лазом, который примерно через 2 метра сужается до соврешенно непроходимого. Проведя обзорную экскурсию в доступную часть второго входа, мы решили отправлять первую группу назад. Однако Дима, Семён и Миша решили остаться со мной и ждать вторую группу, так что к лагерю отправились только Саша и Маша.

К приходу второй группы разговорились со старшими из соседнего лагеря. Рассказали, что раньше пещеры были куда больше, а внутри находилось даже подземное озеро. Но в 60-е годы всё зачем-то взорвали, и осталось только три входа, из которых до наших дней сохранились два.

Вторая группа пришла ближе к середине дня. Сразу же провели спуск во второй вход (по уже накатанной программе), традиционно походили по гребню холма, полюбовались видами. Через некоторое время оказалось, что у наших соседей наметился перерыв и у нас появилось время спуститься в первый вход. Хотелось бы сказать немного про детскую группу. Отрадно, что хотя бы 27 детей решили (ну или их родители решили) не торчать дома или на даче, а осуществить такую поездку с инструктором. В наличии было всё снаряжение, даже каски (опыт показал, что без них в пещере не смертельно, но больно), судя по времени одного спуска, инструктор рассказывала им что-то интересное (в то время, как быстрая пробежка займёт минут 10-15, они там находились по полчаса).

Первый вход, как и второй, практически не изменился. Слева от входа находится колодец глубиной около 1.5 метров, от него в две стороны расходятся ходы. Направо - очень узкий лаз, заканчивающийся обрывом с плохо видимым дном. Налево - под углом 30-45 градусов уходит гипсовый спуск, с одной стороны ограниченный обрывом, с другой - стеной. Вдоль него шла страховочная веревка, поэтому спускаться нужно было там. Однако решился на это, опять же, только Миша. По его словам, длина пещеры - около 40 метров, спуск очень скользкий и неудобный.

Когда вылезли из пещеры, решили всё-таки стерпеть атаку комаров и прогуляться до тайника. Положили традиционную уточку, взяли забавный брелок-ленточку. В блокноте много писать не стали, ибо комары не давали такой возможности. Когда вышли из перелеска, распрощались со школьниками и выдвинулись к лагерю.

В лагере приступили к обеду и сборам. Надо сказать, собрались довольно быстро, к тому же оптимизма добавляло и то, что дорога обратно заметно подсохла, грязь практически исчезла. И действительно - до трассы доехали без особых затруднений. Дорога через Гагино нас разочаровала и мы поехали напрямую к Бутурлино. Да, прямой путь чуть более разбитый, но в целом - особенно не хуже. Вообще, рекомендую ехать до Борнуково крайне осторожно, гладкие и ровные участки дороги очень часто сменяются ужасными ухабами. На высокой скорости они очень больно бьют по подвеске.

Ближе к Запрудному попали в непонятную пробку. Сразу же активизировались объезжальщики по обочине, пришлось оттормаживать ниву, ибо задрали. Проехали странного мужика с бензопилой, и пробка закончилась. Такое чувство, что все на него смотрели.

Общий сбор был назачен у СТЦ "Мега", где был совершен окончательный расчёт и перераспределение экипажей, чтобы было удобнее развозить.

В общем и целом поездка удалась, в остальном - тоже. Из минусов можно отметить лишь комаров, и слишком контрастную погоду - жару днём и холод ночью. Что касается грязи и застревания - автомобили повреждений не получили, а глина была отмыта на мойке. В плане продуктов угадали почти на 100% - лишнего осталось мало, но все, вроде бы, были сыты. Останавливаться на опушке леса смысла не было, можно проехать практически до входа в пещеру, это будет легче и проще, а уж лагерь обустроить - не проблема. Поскольку идея со снаряжением снова потерпела фиаско, решено посетить место ещё один раз, возможно даже, что и в этом году (если повезёт).

За фотографии спасибо Диме:)

Видео вряд ли будет, мало материала отсняли, скорее, к концу лета сделаю небольшую компиляцию из кадров с зимы, весны и лета.